Телефоны: (3822) 65-29-54 (общий), 500-405 (приходской консультант с 10.00 до 17.00)

В Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Православная Церковь торжественно вспоминает всех святых в земле Русской просиявших. Чтобы вникнуть в их призвание, в их жизненный подвиг очень полезно для каждого верующего человека вспомнить о том, что такое святость, как человек становится святым и почему он им становится. И чтобы это понять, необходимо, в первую очередь, отринуть от себя ложные понимания святости, которые бывают распространены даже среди церковных людей.

Во-первых, святость это не есть некая привилегия или некая отличительная особенность человека, которая делает его чем-то выше, чем все остальные люди. Достаточно посмотреть на жизнь любого святого и увидеть, что не было среди людей, сподобившихся святости, тех, у которых было бы высокопоставленное положение, кто был бы свободен от несчастий, болезней, скорбей, предательств – словом, от тех горестей и страданий, которые случаются в жизни каждого обычного человека. А если заглянуть в житие святых, то можем увидеть, что у них страданий и горя было, может, даже больше. Только святые, чтобы приблизиться к Богу, добровольно шли на эти лишения и скорби.

Святость не дает никакой выгоды в этой жизни, напротив, она призывает человека к большей ответственности. О святом человеке в Священном Писании встречается выражение, что этот человек «ходит пред Богом». Это меткое выражение полнее всего характеризует человека, стремящегося к Богу. Ходить пред Богом значит каждое мгновение своей жизни ощущать, будто находишься пред глазами Божиими. Ничто в жизни такого человека не скрыто от Бога, а, следовательно, каждую секунду его совесть очень обостренно воспринимает его поступки и слова. Она зовёт стать, как можно чище пред Богом, как можно больше отринуть от себя всё то, что загрязняет душу, потому что оно мешает общаться с Богом. Поэтому святость - это большая ответственность.

Но мнение, что ответственность эта доступна только для особо избранных, для тех людей, которые избраны для этого самим Богом, «а нам уж как-нибудь бы прожить, нам не до святости», .ложно. Господь это убеждение напрямую опровергает в Своём Писании. Каждому, кто крестился во имя Его, каждому, кто стал христианином, Господь говорит: «Будьте святы, как Я свят». Святость это не есть некий талант, некое дарование, которое Господь даёт только избранным. Святость - это призвание прикоснуться к истинной Святости, которой обладает только Господь. Каждый человек свят только в той мере, в которой к этой святости Божией прикасается. Именно поэтому Церковь перед тем, как все стоящие в храме будут причащаться Святых Христовых Таин, возглашает устами священника: «Святая - святым». Дары, освящённые на престоле, назначены людям, которые прикоснутся к Святости и от этого станут святыми. Таким образом, мы святы не от того, что чем-то одарены, чем-то богаты, нет, мы все бедны, скудны, и ничего в нас доброго и хорошего нет, одна разруха. Мы святы лишь в той мере, в которой можем прикоснуться к святости Божией.

 

 

Это утверждение Церкви известно очень многим. Но лукавая совесть человеческая часто затемняет другую сторону этого утверждения: о том, что не только я призван к святости, но и каждый христианин. А это значит, что к каждому живущему человеку нужно относиться с таким же благоговением, с таким же почтением, с таким же добрым и кротким чувством, как и к Богу. Именно эта мысль руководствовала святыми, когда они относились к любому человеку с трепетом. Даже к грешнику, даже к убийце, даже к тому, кто нарушает, попирает и плюёт на Божии заповеди - даже к ним святые люди относились с кротостью, с жалением и с любовью. Преподобный Серафим Саровский к разбойникам, которые избили его почти до смерти, относился с такой любовью, с таким прощением, что эти отморозки превратились в настоящих людей. Любовь и прощение святого Серафима вернули их к жизни, подарили им веру в то, что есть смысл в этой жизни, и этот смысл - любовь.

Это качество святого человека зовётся кротостью. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», - звучит одна из заповедей блаженства. Наследуют землю значит пользуется самым большим достоинством, авторитетом. Вопреки современным распространяемым представлениям о том, кто в жизни правит, самой подлинной властью – душами, умами и сердцами людей, обладают люди кроткие.

Самый близкий пример среди наших русских святых, которым я хотел бы поделиться, это пример последних царей династии Романовых. По милости Божией я недавно вернулся из города Екатеринбурга, где был в монастыре Ганиной Яме и где буквально сердцем пережил то, что испытала семья нашего последнего российского царя в своей страстотерпческой кончине. Как рассказывала экскурсовод, те люди, которые были приближены к царской семье, с удивлением отзывались о том, что не встречали в своей жизни больше такой семьи, где никогда не было ссор, где дети никогда не прекословили родителям. Об этом удивительном и уникальном случае свидетельствовали все люди, которые знали царскую семью. Удивительна любовь царицы Александры Федоровны к мужу, которая выражена в её дневниках, удивительно целомудренное, чистое отношение к детям, удивительны внутрисемейные отношения, которые покоились и основывались на вере, чистоте и очень большом благородстве этих людей.

Для того, чтобы сторожить царскую семью в доме Ипатьевых в Екатеринбурге специально подбирались бывшие уголовники, не имеющие ни стыда, ни совести. Эти бывшие люди издевательски относились к царю, царице и великим княжнам: Ольге, Марии, Татьяне, Анастасии. Этих чистых девушек они порочили своим словами и издевательствами, провожали их даже до уборной комнаты, высматривали их.

Что пришлось перенести царю Николаю и его жене, когда при их общей трапезе эти выродки стояли рядом и каждый кусок хлеба сопровождали издевательским словом? Что пришлось ему перенести, когда ещё недавно он имел власть просто уничтожить этих людей, а сейчас они захватили власть и при нём унижали самых дорогих людей: его жену, его детей? Представьте, что происходило в душе царя Николая! И он не сказал ни слова. Кротостью своей, своей молитвой об этих людях, он, его жена и его дети совершили чудо – в этих выродках что-то проснулось. Начальники выбрали сторожить царскую семью самых беспринципных, самых безнравственных людей, и вдруг эти выродки стали хорошо относиться к царской семье! Раньше они не позволяли им даже гулять, а теперь, на протяжении года, они стали позволять монахиням Ипатьевского монастыря приносить им пищу.

Вот, что произвела кротость царской семьи. Начальники же по этой причине были вынуждены перед самым расстрелом царской семьи полностью поменять их охрану и нанять других, не знавших их и готовых хладнокровно и без зазрения совести расстрелять даже детей.

Вот что делает кротость. Даже тогда, когда ты чувствуешь несправедливость, даже когда тебе в лицо, буквальным образом, плюют, человек, считающий себя христианином, не должен воздавать злом за зло, не должен следовать закону «око за око, зуб за зуб». Потому что кротость составляет такую силу, которая способна не только душу человеческую перевернуть, но и весь мир. Царские страстотерпцы стали самыми первыми русскими святыми, ходатаями о нас пред Богом, которые, как мы надеемся, молятся о прощении и наших грехов, и о том, чтобы и мы научились их кротости, благородству и их любви ко Христу.

 

Настоятель Воскресенского храма иерей Дионисий Мелентьев