В Воскресенском храме прошёл традиционный Сретенский вечер.

Каким возгласом начинается Божественная литургия? Как называется самая главная её часть? Почему в древности перед началом евхаристической молитвы изгоняли из храма оглашенных? В какие моменты богослужения по церковному уставу положено совершать поясные, а когда земные поклоны?

Могут ли ответить на эти и другие вопросы постоянные прихожане храмов? А тем более люди, только начинающие воцерковляться? Участники Сретенского вечера в Воскресенском храме получили в прошедшее воскресенье, 17 февраля, редкую возможность проверить свои знания о Божественной литургии, глубже узнать о главном богослужении нашей Церкви, пообщаться с батюшками и ближе познакомиться друг с другом. «Что ждёт человека после встречи с Богом» - так назывался очередной из Сретенских вечеров, ставших традиционными для прихода.

Собрались на встречу больше пятидесяти прихожан разного возраста, от молодёжи до людей преклонных лет. Состоялась она в нижнем приделе церкви. Организаторы поставили четыре стола с лавочками вокруг, на которых и разместились томичи из разных храмов города. Видя перевёрнутые текстом вниз листы бумаги и карандаши на столах, наверное, каждый при входе подумал, что скучать не придётся. На Воскресенском приходе иначе и не бывает: настоятель храма отец Дионисий Мелентьев с помощниками, творчески и с любовью подходя к любому делу, умеют сделать встречи интересными и полезными для ума и души.

В начале вечера отец Дионисий представил клирика Спасского храма села Коларово протоиерея Марка Рыбникова – своего друга и участника многих событий прихода, вновь откликнувшегося на просьбу батюшки помочь провести эту миссионерскую встречу.

Она началась после общей молитвы. Затем отец Дионисий пояснил цель события:

- На наших предыдущих Сретенских вечерах мы говорили о том, как человек встречает в своей жизни Бога. И рассказывали, как это произошло с нами. А что дальше? Человек приходит в храм, начинает жить церковной жизнью и иногда не понимает даже самого элементарного или делает всё по подсказке. Поэтому мы решили соборным разумом найти ответы на возникающие вопросы.

Все команды, расположившись за столами, получили задание выбрать из предложенных вариантов ответов правильные. Обсуждали, выбирали, а после представитель каждой команды озвучивал итоги совместных раздумий.

– В заключение первой части Литургии по возгласу диакона: «Оглашенные, изыдите!» – все оглашенные покидали храм. Если же кто-то потом не причащался, это объяснялось тем, что…», - зачитал вопрос молодой мужчина в нашей команде, как выяснилось позже, Константин. 

Предложенные варианты ответов побуждали всех задуматься: «1. Человек вдруг вспомнил грех, в котором забыл покаяться. 2. Это был регент, которому нельзя было оторваться от партитуры. 3. Это был вражеский агент, работающий под прикрытием». На подобный вопрос, оказалось позже, искали ответ и другие команды. Почти каждый из них вызывал общее обсуждение.

Один из авторов «вопросника» - помощник настоятеля по делам молодёжи, студент Томской духовной семинарии Юрий Козорезов, сидевший в небольшом отдалении от команд, развеял возникшие сомнения по поводу «вражеского агента» и сказал, что из разных источников узнал о том, что «под видом оглашенных в древности могли скрываться еретики и шпионы».  Кто бы так подумал, не зная истории Церкви?

 Но отец Марк пояснил, что шпионы были не только в древности:

- Мне рассказывали, что однажды, это было при советской власти, дьякон взял у епископа благословение совершить на вечернем богослужении молитву с земным поклоном. Владыка благословил, и вот дьякон выходит и говорит: «Паки, паки, преклонше колена, миром Господу помолимся». И те, кто понимал, что  происходит, преклонили колена, а ОГПУшники стояли, как свечи», - улыбнулся батюшка, вызвав общий дружный смех участников вечера.

Задания были простые и сложные, но все вопросы и ответы помогали увидеть Божественную литургию как бы с разных сторон и глубже постичь её содержание.  

         - Как называется самая главная часть Литургии? – зачитала вопрос Ирина из первой команды. – Мы ответили: «Евхаристический канон – анафора». 

- Как переводится слово «Евхаристия?» - спросил отец Марк.

 - Благодарение, - раздался ответ.

- Почему наша благодарность связана с Распятием Христа? – вновь обратился к прихожанам отец Марк.

- Потому что Он все наши грехи на Себя принял, - послышались ответы с разных сторон.

- То есть благодарность чья и Кому? – уточнил батюшка.

- Наша благодарность Господу, –  подтвердили слушатели.

- Господь сказал: «Сие творите в Мое воспоминание», - напомнил отец Марк первое Послание святого апостола Павла к Коринфянам. – Мы в Его воспоминание творим возношение Агнца, и происходит воспоминание о Распятии Христа.

Ответы Олега из третьей команды вернули нас к недавнему Рождеству Христову и празднованию Нового года.  Вопрос звучал так: «В какие праздники принято служить Литургию ночью?».

- На Рождество и Пасху, - озвучил Олег ответ команды.

- Литургию можно служить утром, вечером и ночью, - пояснил отец Дионисий. – В нашем храме мы служим по уставу на Рождество и Пасху. А кто знает, где служат Литургию на Крещение и на Новый год?

- На Крещение – в Богоявленском, на Новый год – в Северске, - послышались ответы.

- Да, когда на улицах Северска грохочут салюты, во Владимирском храме батюшка возглашает: «Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа»…

Ещё много жизненно важных и практических знаний не только о главном богослужении получили в тот вечер участники вечера. Разобрались, например, с тем, когда в церкви принято класть поясные и земные поклоны, креститься и говорить: «Аминь».

Уяснили, что во время чтения Шестопсалмия – глубоких утренних молитв – не следует ни говорить, ни двигаться. А в конце последнего псалма устав предписывает осенить себя крестным знамением без поклона.

Не обошлось и без курьёзов.

- Батюшка выходит на солею, готовится сказать проповедь и вдохновенно произносит: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа…», - вернул нас отец Дионисий к окончанию Божественной литургии. – И тут вдруг почему-то все прихожане произносят: «Аминь!».

- Аминь! – вторил ему дружный хор голосов.   

Отец Дионисий мягко улыбнулся:

- Зачем вы это говорите? Это значит: «Всё, заканчивай! Аминь».

Общий смех подтвердил заблуждение многих прихожан, сбивающих с толку батюшек неуместным возгласом.

- Когда священник возглашает «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», - он свидетельствует, что будет говорить не от себя, а скажет то, что Господь положит ему на душу. И в конце произнесёт:  «Аминь» – «Я закончил», -  уточнил отец Марк.

Время в поисках ответов и размышлениях летело незаметно, и отец Дионисий то и дело поторапливал всех, чтобы успели справиться с другими заданиями. Особенное внимание батюшка проявлял к самым юным участникам встречи – своим прихожанам Антону и Данилу. А в финале вручил им подарки - календари, изданные епархией в честь 160-летия Томской духовной семинарии. Такие же призы получили от батюшек и другие активные участники встречи.

В знак благодарности за поддержку и деятельное участие отец Дионисий предложил пропеть «Многая лета» в честь отца Марка и его большой семьи, что все и не преминули сделать.

Батюшка, в свою очередь, заметил, что такие встречи сплачивают общину, ведь жизнь прихода – это не только богослужения, но и общение во внебогослужебное время.

В заключение вечера отец Дионисий и его помощник Юрий пригласили всех на будущие встречи, которые воскресенцы намечают проводить регулярно в подобном или другом формате.

Снова хочется в храм… 

О том, что не сможет прийти на ближайшую встречу 3 марта, пожалела прихожанка Вера. Скоро она уезжает в Америку к дочери – водиться с двумя внуками. Вера рассказала, что её дочь когда-то пела на клиросе в Воскресенском храме, но уехала в Штаты учиться, вышла замуж за выходца из России, родила детей и уже навсегда «осела» вдали от Родины.

- Там есть Русская Православная Церковь Заграницей, но в храм надо ехать от дома минут сорок, - рассказала Вера. - Службы проходят только два раза в неделю – в субботу, воскресенье и по праздникам. А здесь у нас – такое благо! Не только в любой день можно прийти, но и час. Даже если службы нет, храм открыт, можно зайти и помолиться. И люди этого не ценят! Только там я поняла, какое это благо!

Встреча Вере очень понравилась.

– Это мой храм, я рядом живу, – пояснила она. – Зашла на молебен и узнала от женщины, которая здесь служит, что будет интересное собрание. Думаю, почему бы не пойти? Я получила ответы на вопросы, которые у меня были, – как вести себя на службе, например. Лишний раз и кланяться не надо где-то. Не хочется быть невежественной. И ещё понравилось, что нам предложили задать вопросы, и батюшки потом на них ответят. Я задала вопрос, который меня давно мучает. Теперь на сайте буду ждать ответа.

Самые положительные эмоции и впечатления остались от вечера и у Константина – молодого мужчины из нашей команды. Крещёный в детстве, он лишь недавно стал приобщаться к церковной жизни, и Воскресенский храм стал для него «своим».

- Отец Дионисий, приглашая нас на Литургии на вечер, сказал, что Сретенские встречи проходят уже четвёртый год, а я пришёл первый раз. Людей увидел поближе. На службе ведь не пообщаешься, и после службы мало общения, а здесь немного познакомился с общиной. Было очень интересно и познавательно.

Выходя из храма, думалось о том, что можно прочитать десятки книг и провести немало часов за компьютером, но так и не узнать того, что может открыть одна такая живая встреча в форме размышлений и диалога. Диалога друг с другом и со священниками, которые болеют душой за своих и «не своих» прихожан, за Церковь, жизнь которой они учат нас знать и любить.

 

С благодарностью за встречу, Ирина Киселёва

 

Фото Александр Искрин