История храма

Воскресенская церковь — почти ровесница Томска, расположена в  центральном историко-культурном заповедном районе (исторический  район Воскресенская гора). Этот район  — место основания города Томска.

Именно здесь  за короткое сибирское лето  1604 года  русские (120 чел.), эуштинские татары (около 130 чел.), кетские остяки (100 чел.), всего около 400 человек над рекой Ушайкой  построили  город-крепость.

В 1622 году в северо-восточной  части острога был устроен первый в самом Томске Свято-Успенский мужской монастырь с деревянной церковью, учрежденный первым сибирским архиереем Киприаном (Старорусенниковым).   Монастырь в 1626 году отделился от крепости. Успенскую монастырскую церковь, находившуюся восточнее нынешней каменной, переименовали в Воскресенскую, которая стала приходским храмом и в дальнейшем дала название всей этой местности (горе, взвозу), а также существующей каменной церкви [2].  В Воскресенской церкви хранились знамена и регалии томских полков.

Двухэтажное каменное здание нынешнего храма было заложено 14 февраля 1789 года. Строительство с 1789 года  по 1803 год вел «Иван Карпов со товарищи» (томские мещане Иван Карпов и Иван Недомолвин).  30 июля  1803 года  священником Иоанном Истоминым,  церковным старостой Алексеем Батуриным, строителями Егором Доманевским и Петром Барановым   объявлено, что каменная  Воскресенская церковь, поставленная вместо обветшалой деревянной  «пришла в совершенное строением окончание…».

 

После непродолжительной переписки Томское духовное правление рапортом от 23  октября 1803 года сообщало в Тобольск, что во исполнение указа Тобольской Духовной консистории от 12 сентября за № 1818 «вновь построенная вместо обветшалой деревянной Воскресения Христова церковь по благословению Его Преосвященства  присутствующего духовного  правления, собором по чиноположению церковному 18 октября  освящена…».

Через несколько дней ветхий деревянный Воскресенский  храм был разобран и вывезен на берег реки Томи со всей утварью, где его полностью сожгли, а прах развеяли
по ветру над рекой — таков был обычай.

18 октября 1803 года освящен был престол в нижнем приделе в честь Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме. Около четырех лет шло обустройство верхнего этажа, и 16 июня 1807 года был освящен верхний престол храма — в честь Успения Божией Матери.

 

Старосты храма

Наблюдение за состоянием храма осуществляли прихожане во главе со старостой, которого они избирали сроком на 3 года. Обычно старостой становился состоятельный купец, который из своих средств помогал содержать церковь. Если дела церковные при нем шли хорошо, то его могли переизбрать на новый срок. В 1870 году прихожане Градо-Томской Воскресенской церкви избрали на 6-е трехлетие старостой церкви Томского купца 2-й гильдии Акима Акимовича Пилясова, который на свои средства вел хозяйственные работы по храму [5]. В 1894-1895 годах на средства прихожанина П.Б.Шумилова и церковного старосты А.Е.Кухтерина верхний этаж храма был отремонтирован и утеплен за счет сооружения печей. Тогда же был установлен новый иконостас. Фирма «Евграф Кухтерин и сыновья» построила для церковного причта два дома.

Иконостас

В документах Государственного архива Томской области сохранилась Инвентарная опись Воскресенской церкви, в которой упоминается иконостас верхнего Успенского придела.

«Иконостас деревянный, пятиярусный, выкрашен желтой масляной краской, местами позолоченный. Царские врата резные,  вызолоченные, имеют иконы Благовещения и четырех евангелистов. Направо от царских врат расположены иконы Воскресения, арх. Михаила (южная дверь), Воздвижения Креста Господня. Налево от царских врат иконы Успения Божией Матери, арх. Гавриила (северная дверь), Преображения Господня.

На 2-м ярусе (ставе): Тайная Вечеря, Богоявление, Сретение, Вознесение, Рождество Девы Марии, Александр Невский, Покров Божией Матери.

На 3-м ярусе: Сошествие Св. Духа, Судилище Пилата, Иисус Христос в темнице, Несение Креста на Голгофу, Бичевание Иисуса Христа, Пригвождение ко Кресту, Снятие с Креста.

На 4-м ярусе: Воскресение Христово, Моление о Чаше, Петрово отречение, Жены Мироносицы, Осязание Фомино (Уверение Фомы).

На 5-м ярусе (ставе): Господь Саваоф».

Приходская жизнь

Прихожане храма вели деятельную приходскую жизнь. С 1892 года при церкви действовало попечительство о бедных. В 1896 году была открыта церковно-приходская школа, в которой обучалось 88 человек. В церковной библиотеке насчитывалось 92 тома книг.

19 декабря 1897 года на отдельно стоящую к западу от храма каменную звонницу был поднят большой Воскресенский колокол, отлитый в Ярославле на заводе Оловянишникова и пожертвованный по обету томским купцом А.А.Васильевым (похоронен в церковной ограде). Колокол, украшенный горельефами евангелистов, имел диаметр более 4-х метров, а его общий вес составлял 1000 пудов (16640 кг). Горожане нарекли его “Томским Царь-колоколом”.

В 1912 году при храме насчитывалось прихожан обоего пола до 800 человек, сверх того раскольников 4 человека [8].

До 5 мая 1919 года в храме велись книги учета крещений, отпеваний, венчаний. Перед венчанием производился «Обыск брачный». Священнослужители производили «обыск» (собирали сведения) о лицах, желающих вступить в брак. В книге Обыска брачного при Воскресенской церкви указывались место жительства жениха и невесты, возраст, состояние здоровья, взаимное согласие, даты троекратного оглашения в храме о предстоящей свадьбе, а также (если имелись) препятствия для вступления в брак, и, наконец, предложенная дата венчания [9].

Закрытие храма и частичное разрушение

После прихода к власти в Томске большевиков Воскресенская церковь была национализирована и передана сформированной приходской общине в бесплатное и бессрочное пользование. С 1922 года община Воскресенской церкви (как и остальные) подчинялась обновленческому Епархиальному управлению, перейдя затем в каноническое подчинение Архиепископу Дмитрию Беликову. Произошедшее в 1928 году среди верующих разделение привело к тому, что храмом одновременно пользовались «григорианцы» (нижний этаж) и сторонники митрополита Сергия Нижегордского (верхний Успенский придел). С 1928 года в верхнем Успенском приделе располагалась  кафедра Преосвященного Германа (Кокеля), Епископа Томского, прибывшего по назначению заместителя патриаршего местоблюстителя Митрополита Сергия (Страгородского). Одновременно в 1929 году владыка Герман был и настоятелем верхнего придела этой церкви [10]. После него кафедру из Воскресенской церкви при Епископе Фостирии (Максимовском) в 1930 году перенесли в более просторную Никольскую церковь, затем в Знаменскую церковь. После ее закрытия в 1935 году Епископ Сергий (Васильков) перенес кафедру снова в Успенский придел Воскресеснкого храма. Здесь кафедру последовательно занимали в 1935-1936 годах Епископ Серафим (Кокотов), с 13 июня  по ноябрь 1936 года — Епископ Серафим (Шамшин) [11].

В 1930 году 1000-пудовый колокол был снят, разбит на куски, и вместе с колоколами других Томских церквей пошел на переплавку. По сохранившемуся устному преданию, в лютый морозный вечер безбожники во время службы в храме начали разрушать звонницу, чтобы сбросить колокол на землю. Вышедшие после службы прихожане храма обступили колокол по кругу с тем, чтобы воспрепятствовать дальнейшим работам по разрушению звонницы. Когда их стали оттаскивать от колокола, они приложились губами к холодному металлу. Тогда их стали отрывать от колокола с кровью [12] …

Весной 1935 года, когда в общину Воскресенской церкви влилась Никольско-Знаменская община из закрытой Знаменской церкви, в храме стало тесно. Николай Васильевич Казаков, староста Никольско-Воскресенской общины (так теперь стала называться объединенная община), добивался от городских властей передать общине еще и нижний Воскресенский придел, занятый «григорианцами». В распоряжении «григорианцев» в Томске имелось еще три храма, а у самой крупной общины верующих ориентации Московской Патриархии (около тысячи человек прихожан) был только верхний этаж Воскресенской церкви [13]. Однако ходатайство не было удовлетворено.

Зато верующие Никольско-Воскресенской общины были обрадованы перенесением в храм чудотворной Семилуженской иконы святителя Николая. В декабре 1935 года ими было получено разрешение от властей, взять из Семилуженской церкви, уже закрытой для богослужения, особо чтимую чудотворную икону святителя Николая.

Семилуженская чудотворная икона Святителя Николая

Утром  14 декабря 1935 года икону в Томске встречали двенадцать человек церковного причта Воскресенской церкви и прихожан [14].

Летом 1936 года Томский Горсовет, «идя на встречу требованиям трудящихся масс» предложил закрыть в Томске две церкви – Воскресенскую и Никольскую. Президиум Западно-Сибирского Крайисполкома 20 июля 1936 года постановил закрыть эти церкви [15].

4 августа 1936 года Воскресенская церковь была закрыта и опечатана.

25 августа (благодаря ходатайству верующих во ВЦИК) вновь открыта.

3 ноября (после утверждения ВЦИКом от 20 октября 1936 г.) закрыта окончательно [16].

Община «григорианцев» перешла в Вознесенский храм, а община ориентации Московской Патриархии — в Троицкую единоверческую церковь, куда была перенесена часть имущества из Воскресенской церкви.

В перечне перенесенного имущества значатся следующие чтимые иконы (приводятся под номерами, указанными в описи):

«14. Икона свт. Николая Большая (патрон общины) из Нового собора.

  1. Знамение из Нового собора.
  2. Троица из Нового собора.
  3. Спаситель из Нового собора.
  4. Знамение из Знаменской церкви.
  5. Казанская.
  6. Святителя Николая из с. Семилужного.
  7. Особочтимая Тихвинская» [17].

Храм после закрытия

Здание занял Горстройтрест и переоборудовал под общежитие рабочих-строителей. В 1939 году  Постановлением исполкома г. Томска  Воскресенская церковь передана в ведение промысловой кооперации. Церковь отдали под гараж, затем под зерносклад. Некоторое время в здании храма находился тир НКВД.
В начале 40-х годов безбожниками была предпринята попытка разрушить храм, но им не удалось снести даже кресты: прочный канат, наброшенный на центральный крест, дважды был рассекаем невидимой молнией. При этом человек, упавший с высоты вместе с обрывками каната, по милости Божьей не разбился. Безбожники ограничились тем, что полностью разрушили звонницу, где раньше висел тысячепудовый колокол, все деревянные строения и ограду. Центральный крест храма уже много лет свидетельствует о совершившемся тогда чуде: после первого рывка каната комсомольцами-активистами он накренился к входным воротам церковной ограды, что заметно и по сей день.

Центральный крест, за который прицепили канат, в отличие от всех остальных деревянных и обитых железом, был полностью металлическим и своим основанием уходил вглубь навершия купола, чего не знали активисты-разрушители, захотевшие сорвать сразу самый большой крест. По свидетельствам старожилов, в 1942 году над куполами храма было видение Пресвятой Богородицы [18].

С 1945 года все здание Воскресенской церкви было занято архивом Дальневосточного края и частично Центральным государственным  архивом Томской области. Такое временное приспособление здания обеспечило его максимальную сохранность за годы, когда шло повсеместное разрушение  и уничтожение культовых сооружений.

Вид на Воскресенскую церковь. 1973 г.

В 1977-1979 годах по ходатайству местных органов по охране памятников истории и культуры, Министерством культуры РСФСР были отпущены средства на реставрацию Воскресенской церкви, как одного из самых ярких и уникальных памятников сибирского каменного зодчества. Оно поручило Московскому институту «Спецпроектреставрация» при Российском республиканском специализированном объединении «Росреставрация» составить проект реставрации здания Воскресенской церкви в городе Томске. В проекте предусматривалось золочение всех крестов, ремонт, штукатурка и покраска стен храма.

Реставрация касалась только фасадов церковного здания. Внутри никаких работ производить было нельзя. Здесь хранились ценные архивные документы. В 1980-х годах по этому проекту была выполнена реставрация крестов, фасадов и восстановление ограды, а так же выполнено благоустройство прилегающей территории.

Восстановленный храм

На основании Постановления Правительства РФ от 6.05. 1994 года № 466 «О порядке передачи религиозным объединениям культовых зданий…» Комитетом по управлению государственным имуществом Администрации Томской области  в 1995 году  храм  Воскресения Господня  был передан Томскому  Благочинию Новосибирской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви в бессрочное безвозмездное пользование.

Десятки тонн упакованных в коробки архивных документов вынесли томские семинаристы с первого и второго этажей, чтобы, аккуратно погрузив на транспорт отправить во Владивосток. А затем освобожденные помещения они тщательно мыли, чистили и готовили к богослужениям. 16 августа 1995 года Воскресенская церковь была вновь освящена. Весть об открытии храма облетела верующих молниеносно.

А те, кто еще был далек от церковной жизни, узнали об этом по разливающемуся с Воскресенской горы колокольному звону: 5 апреля  1996 года на звоннице храма был установлен комплект новых колоколов, отлитых в Воронеже. На каждом из семи колоколов надпись – «От Лидии и Василия» (это всё, что известно о жертвователях).

28 февраля 2013 г. Воскресенская церковь получила новые колокола: девять колоколов отлили в Каменск-Уральском. Вес самого большого колокола 1200 кг, второго по величине — 600 кг, самый легкий — 8 кг.  Выдержит ли звонница — обсуждалось и просчитывалось заранее. Прочность балок обследовали специалисты ТГАСУ, которые пришли к выводу, что за 200 лет балки отлично сохранились (очень точно размещены и правильно вымочены), поэтому и выносливы по сей день. Колокола были освящены архиепископом (ныне — митрополитом) Томским и Асиновским Ростиславом 28 февраля 2013 г.

Установка новых колоколов в 2013 г.Освящение новых колоколов 28.02.2013

До 1997 года богослужение совершалось в верхнем Воскресенском приделе, а с 1997 года — и в нижнем Успенском. В настоящее время в нижнем храме богослужения совершаются в будние дни, а верхнем — по воскресеньям и праздникам. В начале 2001 года рядом с храмом в церковной ограде была построена Иордань (купель для освящения водыв праздник Крещения Господня).

135195

Крещение Господне в 2011 г.

Богослужебная особенность Воскресенской церкви

Пасхальная служба осенью

Примечательной уставной особенностью Воскресенской церкви является то, что в день престольного праздника — Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме («Воскресение словущее») — 13/26 сентября, вся служба в храме совершается по Пасхальному чину. Сложилась многолетняя традиция каждый год на престольный праздник в память о том, что первыми работниками по ремонту храма и первыми певчими в 1995 году были семинаристы, приглашать в храм воспитанников Томской Духовной Семинарии. Множество томичей и гостей города собираются в этот день в храм, чтобы получить уникальную возможность осенью услышать пасхальные песнопения в исполнении семинарского хора и вместе с семинаристами радостно восклицать: «Христос воскресе! Воистину воскресе!».

Архитектурные особенности храма

Многое  удивляет и восхищает в архитектурном решении Воскресенского храма. Для него была выбрана типичная для простых церквей середины XVIII века схема: сочленение по продольной оси колокольни, трапезной, собственно храма с апсидой, строго ориентированных с запада на восток. Очевидно, что данная схема к этому храму применена потому, что одиночная центричная постройка не могла бы удержать в целости громадное пространство  вокруг. А церковь с высокой колокольней  и высокой средней частью обладает  гораздо большими возможностями в этом отношении,  и  ее строители «Карпов со товарищи….» безусловно отлично это понимали.

Архитектура Воскресенской церкви очень характерна для Томского зодчества конца XVIII века. Аналогичное завершение объемной композиции колокольни имели Благовещенский собор и Богоявленская церковь в Томске. Близкими по форме наличниками обладают собор Алексеевского монастыря в Томске, церковь в селе Спасском.

Томская Воскресенская церковь является самым ярким представителем архитектурного стиля  «сибирское барокко» на территории города.

Стиль барокко был принесен в Сибирь Тобольскими архиереями — Митрополитом  Филофеем (Лещинским), Митрополитом Иоанном (Максимовичем), выпускниками Киево-Могилянской Духовной Академии, и здесь нашел выражение главным образом в монументальной храмовой архитектуре. По мнению томских искусствоведов, именно такие типы церковных сооружений выражали возрастание в стране великодержавных устремлений, способствовали укреплению авторитета монархической власти в дальних провинциях. Можно добавить, что устойчивость эстетических идеалов барокко в развитии всего монументального зодчества Сибири объясняется еще и свойственной этому направлению жизнерадостностью, красочностью, мажорностью, обильной пластикой, броскостью, которые достигались активным использованием ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение. Поэтому устойчивость этого стиля  в Сибири не может быть объяснена инертностью провинциальной архитектуры, и искать причину нужно в выразительной художественной силе стиля.

В отличие от западно-европейской архитектуры барокко, в Сибири фасады монументальных культовых сооружений  облицовывались не камнем, а выполнялись высококачественной штукатуркой с гипсовыми деталями, что содействовало усилению  пластического начала, а так же позволяло применять разнообразную окраску. На этом интенсивном цветном фоне нарядно выступают белые лопатки, пилястры, тяги, карнизы,  лепные фигурки, полускульптурки, наличники окон и т.п.

Более того, при  внимательном рассмотрении Воскресенского храма понимаешь, что его нарядность и праздничность создается не какими-либо отдельными архитектурными деталями, а той оптимистической позицией народных мастеров, которая заставляла их каждый фрагмент здания и все здание в целом превращать в ярко цветущий чудо-камень. Воскресенский храм в Томске – это вдохновенная фантазия сибирских  мастеров на тему русского барокко.

В двухэтажном кирпичном оштукатуренном здании церкви обращают на себя внимание ее наиболее интересные архитектурные особенности и примечательные детали декора. Планировочная  структура храма, как это уже было ранее отмечено, имеет традиционную трехчастную схему: храм с апсидой — трапезная  — колокольня, дополненные с запада притвором и папертью.

Апсида обладает сложным абрисом плана, представляющего собой полуциркульную форму с вогнутыми боковыми сторонами. К квадратному в плане храму с запада примыкает одинаковая с ним по ширине прямоугольная трапезная, вытянутая по оси запад-восток. Квадратный в плане нижний ярус колокольни несколько уже трапезной. Прямоугольные притвор и паперть, замыкающие с запада общую планировочную композицию церкви, по ширине аналогичны колокольне.

В объемно-пространственной структуре церкви выделяются два вертикальных композиционных акцента — храм и колокольня, объединенные расположенным между ними более низким объемом трапезной. Высокий четверик храма завершается пятью восьмигранными барабанами с главами образующими ярко выраженную ярусную композицию. Изысканная, несколько причудливая форма глав придает силуэту церкви прихотливый характер. Апсида значительно ниже четверика. Восьмигранный барабан с главой, венчающий апсиду, служит в композиционном отношении как бы переходным элементом от ее низкого объема к более высокому четверику.

Четырехъярусная колокольня увенчана невысоким шатром. Нижние два яруса имеют четырехгранную форму и по высоте соответствуют объему трапезной. Два верхних яруса восьмигранные. Переходным элементом от верхнего яруса к шпилю служит низкий  восьмигранный постамент. Паперть с более высоким объемом притвора образуют ступенчатую композицию.

Система перевязки кирпичной кладки Воскресенской церкви (в ее первоначальном ядре) – «верстовая».

Южный и северный фасады церкви (четверика) разделены с помощью профилированных тяг на три горизонтальные зоны, соответствующие трем рядам окон. По вертикали фасады членятся пилястрами на три прясла, в каждом из которых помещено по одной оси проемов. Центральное прясло значительно уже боковых. Умелым композиционным приемом является разрыв венчающего карниза на всю ширину центрального прясла. Благодаря этому подчеркивается  композиционная слитность центрального прясла и завершающего его фигурного фронтона. Фигурные фронтоны отмечают не только центры фасадов храма, но и установлены над угловыми частями четверика. Однако последние отличаются по своей форме от центральных фронтонов. Если абрис центральных фронтонов носит плавный, «текучий» характер, то очертания угловых фронтонов более геометризированы.

Наличники окон первого света штукатурные. Они имеют трехлопастное завершение, чье поле украшено двумя штуковыми розетками по бокам и головкой ангелочка в центре. Наличники окон света четверика завершаются фигурными волютами и полукруглыми сандриками с дробной многообломной профилировкой. Наличники проемов второго света обладают аналогичными сандриками, но без волют.

Южный и северный фасады трапезной в три оси окон (центральное окно второго яруса – ложное) делятся на две горизонтальные зоны с помощью профилированного пояса. Вертикально они членятся на три прясла пилястрами. Центральное прясло уже боковых и завершается лучковым фронтоном. Наличники окон первого и второго света трапезной аналогичны обрамлениям соответствующих проемов четверика.

Ярусы колокольни композиционно отделяются друг от друга профилированными карнизами. Углы верхних ярусов обработаны пилястрами. Грани третьего яруса, обращенные к сторонам света, украшены фигурными фронтонами, аналогичными центральным фронтонам четверика. Между третьим и четвертым ярусами композиционно выделяется промежуточная зона, обработанная прямоугольными филенками. Верхний ярус звона на всех гранях имеет большие арочные проемы. Южная, северная, западная и восточные его грани завершены полуциркульными фронтонами, поле которых занято фигурными филенками.

Южный и северный фасады притвора разделены профилированным поясом на две зоны. Верхняя часть имеет симметричное трех-осевое построение композиции. Западный фасад паперти в стилизованной форме имитирует церковные крыльца древнерусской архитектуры.

Внутреннее пространство церкви, апсиды, трапезной, и притвора разделено на два этажа. Апсида в обоих ярусах перекрыта конхой. Нижний ярус четверика перекрыт сомкнутым сводом. Восьмилотковый свод на тромпах верхнего яруса открывается в световой центральный барабан.

Пространство трапезной в обоих этажах соединяется с помещением храма с помощью одного большого проема и перекрыто коробовым сводом. Трапезная соединяется с двумя нижними ярусами колокольни, завершенными коробовыми сводами.

Притвор в нижнем ярусе разделен кирпичными стенами  на три помещения (одно из них перекрыто коробовым сводом, два имеют плоское перекрытие). Верхний его ярус представляет собой единое помещение с двумя уровнями пола, имеет плоское перекрытие. С более низкого уровня к более высокому, соответствующему уровню всего второго этажа церкви, ведет широкая одномаршевая лестница. В помещении паперти находятся две лестницы, идущие со стороны южного и западного фасадов с уровня земли на нижний уровень второго яруса притвора.

От убранства интерьеров осталась штуковая отделка сводов. Последние украшены лепными розетками, а вдоль усов сводов проходят профилированные штукатурные тяги.

После закрытия храма внутренняя стенная роспись в нем была заштукатурена, частью  закрашена. Восстановить ее не удалось: после освобождения стен от набела, штукатурки и краски изображения на стенах едва просматриваются. Поэтому предполагается со временем сделать новую роспись храма.

Полностью отремонтирован притвор и лестницы, ведущие в притвор и на второй этаж. В Успенском храме на первом этаже идет подготовка стен к росписи, готовится новый иконостас.

К 400-летию Томска для храма заказан новый 1000-пудовый колокол.

Воскресенская церковь — одна из немногих (наряду с Казанской  церковью Алексеевского монастыря и Богоявленским собором) дошедших до нашего времени самых ранних каменных построек Томска. Перед Воскресенской церковью, этим самым ярким и уникальным произведением барокко в Томске начинаешь не соглашаться с тем,  что в провинциальной архитектуре виден лишь упрощенный слепок со столичных образцов. Воскресенская церковь – убедительное подтверждение того, что не подражание, а бесконечное творческое развитие форм и принципов русской архитектуры проявилось в произведениях провинциального зодчества.

Праздники и богослужения

Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме («Воскресение словущее») — 13/26 сентября.

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии -15/28 августа.

Адрес Воскресенской церкви: г. Томск, ул. Октябрьский взвоз, 10.

Воскресенская церковь, возвышающаяся над всем городом, своей историей, своей неуничтожимостью, своим праздничным видом, колокольным звоном и молитвой является жизнеутверждающей благовестницей  окончательного торжества жизни над смертью, света над тьмой, Божественной любви и святости над злом. Вблизи от храма восстанавливается деревянный церковный дом, в котором наряду с административными помещениями будет устроена воскресная школа для детей и взрослых. Тогда значение Воскресенской церкви еще более возрастет. Она будет представлять собой не только ценный памятник церковной архитектуры в Сибири, не только место совершения богослужений и исполнения церковных треб, но станет подлинным духовно-просветительским центром города.

Примечания:

  1. Город Томск. — Томск: Изд. Сиб. Т-ва Печатного дела, 1912. С.1-2
  2. Е.И. Кириченко Деревянная крепость на Томи. // Деревянная архитектура Томска. — М.: Сов. художяик, 1987. С.8.
  3. Тобольский филиал госархива Тюменской области. Ф. 156, Оп. 22, Д.224, Л.1.
  4. Тобольский филиал госархива Тюменской области. Ф. 156, Оп. 22, Д.224, Л.4 .
  5. ГАТО, Ф. 170, Оп. 2, Д.339, Л.18.
  6. ГАТО, Ф. Р-430, Оп.1, Д.175, Л.7-11.
  7. Привалихина С.В. Мой Томск. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. С.63
  8. Привалихина С.В. Мой Томск. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. С.63.
  9. ГАТО, Ф. 170, Оп. 1, Д.4610, Л.1-201.
  10. ГАТО, Ф. Р- 430, Оп. 1, Д.59, Л.169, 206
  11. Исаков С.А., Дмитриенко Н.М. Томские архиереи: Биографический словарь. 1834-2002. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. С.79-91
  12. Томские православные ведомости. — 1991. — № 3(5), апрель. С.7
  13. ГАТО, Ф. Р-430, Оп. 1, Д.175, Л.84.
  14. ГАТО, Ф. Р-430, Оп. 1, Д.175, Л.87-89.
  15. ГАТО, Ф. Р-430, Оп. 1, Д.175, Л.146.
  16. ГАТО, Ф. Р-430, Оп. 1, Д.89, Л.155.
  17. ГАТО, Ф. Р-430, Оп. 1, Д.175, Л.152
  18. Томские православные ведомости. — 1991. — № 3(5), апрель. С.7

Использованы фото с сайтов: http://www.pravmir.ru/, http://expert.ru/, http://tomsk-novosti.ru/, http://photopolygon.com/, http://towiki.ru

 

Популярные новости

Студенты из Кении служат в Воскресенском храме
Новости

Студенты из Кении служат в Воскресенском храме

Студенты Томской духовной семинарии из Кении Симон и Петр помогают на богослужении в нашем храме

Прихожане Воскресенской церкви почтили память новомучеников у Поклонного креста
Новости

Прихожане Воскресенской церкви почтили память новомучеников у Поклонного креста

4 февраля в день памяти новомучеников прихожане Воскресенской церкви совершили заупокойную литию у дома расстрелянного священника Николая Чистосердова и приняли участие в панихиде у Поклонного Креста на Каштачной горе.

Ночная литургия в день памяти Святой Татианы
Новости

Ночная литургия в день памяти Святой Татианы

В ночь с 24 на 25 января в Воскресенской церкви была совершена ночная Божественная литургия в праздник святой Татианы

Все новости